О Туве

Республика Тыва — уникальный регион на юге Сибири, земля бескрайних степей и бесконечных горных систем. Снежные вершины Саян, хребты Танну-Ола, Шапшальский и Сенгилен каменной стеной окружили республику, спрятав ее красоты и богатства.
Благодаря своему относительно изолированному географическому положению уклад жизни коренного населения республики остался практически неизменным с давних времен и до настоящего времени. Традиционное жилище тувинцев-кочевников – юрта, удивительные ритмы всемирно известного горлового пения «Хоомей», полные таинства шаманские обряды, мирно соседствующие с религиозными традициями буддизма, неповторимые блюда национальной кухни, бесчисленные археологические находки – все это придает невероятную самобытность
Тува – родина одной из крупнейших рек России и самой полноводной реки Восточной Сибири – Енисея. Он берет свое начало из горного озера Кара-Балык и несет свои могучие воды через пороги и перекаты к Тувинской котловине. На одном из живописных берегов Енисея, который протекает через столицу Республики Тыва, установлен обелиск «Центр Азии», символизирующий географический центр азиатской части материка Евразия. Обелиск представляет собой глобус с нанесенными на него контурами материков, над которым взмывает в небо трехгранный шпиль высотой 10 метров. Этот памятник является неотъемлемой частью и настоящим символом города Кызыла и республики Тыва в целом.
Общая характеристика региона
Республика Тыва расположена в центре Азии, на юге Восточной Сибири, в верховьях Енисея. Граничит на юге с Монголией, на западе – с республикой Алтай, на севере с Республикой Хакасия, Красноярским краем, на северо-востоке – с Иркутской областью, на востоке – с Бурятией. Площадь – 168,6 тыс. кв. километров. Численность населения – 317 056 тыс. человек (по данным на 1 января 2010 г.). Столица – город Кызыл.
Административное деление региона представляет собой 17 районов: Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Каа-Хемский, Кызылский, Монгун-Тайгинский, Овюрский, Пий-Хемский, Улуг-Хемский, Сут-Хольский, Тандынский, Тоджинский, Тере-Хольский, Тес-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Эрзинский; 2 города республиканского подчинения: Кызыл, Ак-Довурак, города районного подчинения: Шагонар, Чадан, Туран.

Этнокультурный туристический комплекс «Алдын-Булак»

Этнокультурный туристический комплекс «Алдын-Булак» – музей под открытым небом, расположенный в 45 км от города Кызыла в западном направлении трассы «Кызыл – Шагонар» на берегу реки Енисей.

В комплексе воссоздана неповторимая атмосфера тувинского быта, слились воедино прошлое и настоящее. Место строительства «Алдын-Булака» выбрано не случайно: именно здесь в древние времена располагалась ханская стоянка. Местечко Балыктыг-Хараар, где возведен комплекс, кроме того, считается одним из предполагаемых мест захоронения Чингис-хана. По некоторым данным, позднее здесь собирались построить буддийский храм, были проведены обряды очищения и освящения местности. Поэтому местность считается источником положительной энергетики.

Здесь можно не только окунуться в быт тувинцев, но и узнать об истории Тувы: «Алдын-Булак» перенесет гостей в прошлое и позволит почувствовать дух несгибаемой воли и бескрайней свободы кочевников.

«Алдын-Булак» – это и база активного отдыха. Туристы могут взойти на вершины окрестных скал и гулять по степи, купаться и рыбачить, скакать на лошади и стрелять из лука. Можно освоить полезное ремесло: научиться доить козу, обрабатывать молоко на сепараторе и готовить национальный сушеный сыр курут.

Посетив уникальный этнокультурный комплекс, вы почувствуете непередаваемую энергетику, сочетание обаяния кочевого быта с безупречным следованием законам и традициям, верностью долгу.

Скала Бижиктиг-Хая

Скала Бижиктиг-Хая находится в Барун-Хемчикском районе Республики Тыва неподалеку от поселка Кызыл-Мажалык. «Бижиктиг-Хая» в переводе с тувинского языка – скала с письменами, наскальными рисунками. Хорошо сохранились надписи, сделанные черной тушью на четырех языках – уйгурском, древнемонгольском, древнетибетском и древнекитайском.

Посреди степи вблизи скалы стоит изваяние воина, держащего перед собой сосуд. Тщательно проработанные детали пояса, пряжки, подвесных блях говорят о том, что воин относился к высшим слоям средневековой кочевой аристократии уйгурского каганата VII-IX веков.

Рассказывают, что в советские времена сельский механизатор взялся выкорчевать фигуру трактором, и изваяние было повреждено. По народным поверьям, каменный воин исполняет желания просителей.

Неподалеку от Бижиктиг-Хая находится гора Наксыл-Даг (гора любви). Легенда гласит, что в давние времена с ее вершины бросилась бедная девушка, влюбленная в сына богача-хана, который встал на пути возлюбленных. Осталась легенда и огромный камень, имеющий форму сердца. По поверьям, желающие семейного счастья должны взойти на вершину горы. Земля здесь считается священной.

Экскурсия по городу Кызылу, столице Республики Тыва

Улица Ленина – одна из старейших в Кызыле, названа в честь основателя первого в мире социалистического государства. Она начинается от Национального парка культуры и отдыха и доходит до Молодежного сквера. Через пару кварталов сердце города – площадь Арата.

Кызыл – город, где, как и во всей Туве, мирно сосуществуют шаманизм, православие и буддизм. Тут есть и православные храмы, и шаманские центры, и буддийские хурээ. Но центральная площадь города – площадь Арата – свидетельствует, что главной для тувинцев религией все же является древнее учение Будды. На площади, между зданием музыкально-драматического театра и фонтанным комплексом, размещен первый в Туве молитвенный барабан Ом-мани-пад-ме-хум, построенный тибетскими монахами из тантрического монастыря Гьюдмед (Южная Индия) по просьбе буддистов республики. В 2005 – 2006 годах жители Тувы делали добровольные пожертвования на это строительство. В молитвенный барабан заложено более 115 миллионов мантр. Буддийский наставник Лама Сопа говорит, что одно только прикосновение к молитвенному барабану наполняет радостью. Но поворачивать барабан нужно непременно с чистым сердцем и самыми добрыми мыслями.

На площади Арата проходят все массовые мероприятия Кызыла. В начале прошлого века эта площадь в сердце города была Базарной.

Ансамбль «Дом Советов (1979) и Фонтанный комплекс (1984)» также расположен на площади Арата, на которую выходят фасады главных государственных зданий – Правительства и Верховного Хурала, а также Национального музыкально-драматического театра им. В.Ш. Кок-оола. Фонтанный комплекс представляет собой группу из пяти фонтанов, объединенных одним бассейном. Своеобразна композиция группы: фонтаны с фигурами животных, издавна бытующих в хозяйственной практике тувинцев и являющихся традиционно излюбленным мотивом народной резьбы по агальматолиту. Выразительность национальных форм скульптурных элементов комплекса, корреспондирующихся с декором фасада музыкально-драматического театра, подчеркивают географическое и этнографическое своеобразие Тувы.

К северу от площади расположен памятник В.И. Ленину, который открыт к 100-летию со дня рождения российского революционера и государственного деятеля.

Улица Ленина, дом № 32. Памятник градостроительства и архитектуры «Здание обкома КПСС, построенное советскими рабочими в 1940 году в качестве дара правительства СССР тувинскому народу». Время и обстоятельства его создания таковы: в начале 1940-х годов Тува была отдельным государством – Тувинской Народной республикой (ТНР), поддерживавшим дружественные связи с СССР. В тот период времени в Советском Союзе активно шло строительство общественных объектов государственного значения. Здание построено и введено в эксплуатацию в апреле 1942 года. Именно от этого здания уходили на фронт Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. добровольцы из числа местного населения, а также обозы «кызыл-кош» – помощь дружественного народа Красной армии.

В сквере возле Национального музыкально-драматического театра возвышается бюст партийного и государственного деятеля, писателя С.К. Тока, созданный в 1984 г. скульптором Т.Ч. Ондар и архитектором М.П. Бубновым.

Памятником истории является и здание первой электростанции, построенное Советским правительством в дар тувинскому народу в 1925 г., дом № 27 на улице Ленина.

Дом № 21 на улице Ленина – двухэтажное деревянное здание 1932 года постройки, изначально предназначенное для Госбанка Тувы. Затем стало домом Правительства ТНР. С 1989 года оно передано Национальной библиотеке им. А.С. Пушкина, является памятником истории и культуры.

В доме № 20 на улице Ленина в июле 1921 г. проходила первая тувинская конференция членов РКП (б), на которой избрано оргбюро районной организации РКП (б). Первым председателем был тов. Я.С. Чугунов. Дом построен вскоре после включения Урянхайского края в состав России и основания г. Белоцарска – нынешнего Кызыла. Первый его владелец – купец Гусев, русский переселенец, торговавший лошадьми по всему Урянхайскому краю.

В 1920-1930-х гг. в доме размещалось полпредство СССР. В декабре 1925 г. здесь проходил первый съезд Тувинского революционного Союза молодежи. Событие это связывает здание с историей Русской самоуправляющейся трудовой колонии – РСТК, которая образована в июле 1921 г. XII краевым съездом русского населения Тувы. Съезд постановил: «Создать власть по типу Конституции РСФСР, признав обязательным для себя все ее декреты, и объявить русское население в Урянхае Советской колонией». В июле 1922 г. правительство РСФСР официально утвердило положение о самоуправлении русского населения Тувы и о непосредственном его подчинении Советскому Союзу.

РСТК просуществовала более десяти лет, объединяя трудовое крестьянство и приглашенных правительством Тувы советских специалистов – советников и технических экспертов. В РСТК были созданы различные общественные, культурные и спортивные организации.

Позже здание занимали различные учреждения (в кон.1940-х гг.– детская больница, в 1960-х гг. – Тувинская государственная филармония), а с 1976 г. до настоящего времени оно занято конторскими помещениями Союзпечати (ныне – Тувапечать).

Здание является памятником истории, кроме того, имеет историко-архитектурную ценность как памятник первоначальной, ныне практически утраченной жилой застройки города начала XX века.

Дом № 22 на улице Ленина, где сейчас располагается Центр дополнительного образования для детей и юношества, также является памятником истории, здесь в 1932-1940 годы располагались Центральный комитет ТНРП (Тувинской народно-революционной партии) и Правительство ТНР.

Памятник градостроительства и архитектуры «Административные здания Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности Тувинской АССР», позволяющий проследить движение стилей архитектурной композиции (функционализм, псевдомодерн), расположенный по адресу г. Кызыл, ул. Ленина, 18, – трехэтажное массивное здание с большой парадной мраморной лестницей. В ограде имеется мемориал, посвященный сотрудникам МВД РТ, погибшим при исполнении служебного долга в виде трех мраморных пилонов.

Памятник истории «Здание, где размещались ЦК ТНРП и ЦК Тувинского революционного союза молодежи (1925-1929 гг.)», расположен в Кызыле, на ул. Ленина, в доме № 17. Ныне – прокуратура Республики Тыва.

Дом № 10 на улице Ленина – здание, где в 1930-1944 гг. находилось посольство МНР в Республике Тыва. Здание являетсяся и первым домом, построенным тувинцами в Кызыле в 1934 г. Ныне – Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РТ.

Первая национальная школа появилась в Кызыле в 1927 году, в деревянном здании обучались 15 – 20 детей аратов. Дом № 2 на улице Ленина, школа № 2, трехэтажное здание, передано Советским правительством в качестве дара тувинскому народу в 1940 году. В апреле 1944 года по Указу Совета министров ТНР школа преобразована в среднюю. В 1947 году ее окончили 19 первых выпускников, 12 из них отправились учиться в Ленинградский университет народов Востока. Успехи первых выпускников стали гордостью школы, примером для последующих поколений.

Национальный парк культуры и отдыха существует с 1928 года. Это полуостровной лесной массив у слияния рек Каа-Хем и Бий-Хем тоже является памятником истории и гордостью Тувы. Природный парк пользуется большой популярностью у населения, и основная задача сейчас – сохранение его в первозданном виде.

Бюсты героев Советского Союза Ч.Н. Хомушку, М.А. Бухтуева, Т.Б. Кечил-оола, памятник павшим воинам-землякам и стелы с именами павших воинов расположены в Мемориальном комплексе перед входом в Национальный парк культуры и отдыха в память о совместной борьбе советского и тувинского народов в годы Великой Отечественной войны, в память всех героев, павших в боях против фашистских захватчиков.

Улица Щетинкина-Кравченко. Раньше эта улица называлась Щетинкина. 29 ноября 1961 года, учитывая заслуги перед тувинским народом командира партизанского отряда Кравченко, исполком городского Совета депутатов трудящихся переименовал улицу Щетинкина в улицу Щетинкина-Кравченко.

Щетинкин Пётр Ефимович и Кравченко Александр Диомидович были командирами сибирских партизанских отрядов в годы гражданской войны. В 1919 году отряды освободили Белоцарск от белогвардейцев.

В самом начале улицы расположились здания одного из старейших предприятий республики ОАО «Тываполиграф» (здание типографии ассоциируется с культурной революцией в Туве и движением за коммунистический труд) и буддийского храма «Цеченлинг».

Событием мирового масштаба является приезд в Туву в 1992 году Его Святейшества Далай-Ламы ΧΙV, воодушевивший буддистов Тувы. Открытие памятника градостроительства и архитектуры «Цеченлинг» состоялось 9 октября 1999 года. Хурээ является центром духовной жизни республики.

Памятник истории «Здание, в котором в 1924 г. размещался Центральный Комитет Тувинской Народно-революционной партии», расположено по адресу г. Кызыл, ул. Щетинкина-Кравченко, 3.

Дом № 58 на улице Щетиникина-Кравченко. 20 мая 1943 года. Проводы на фронт тувинских добровольцев-танкистов: «…улица, названная именем русского партизана Щетинкина, заполнена людским потоком. Над морем голов колышутся знамена. У подъезда Дома культуры им. Сталина стоят украшенные машины. В переполненном зрительном зале на трибуне руководитель тувинского народа тов. Тока. Его теплые, задушевные, отеческие слова сегодня обращены к славным сынам тувинского народа, первым добровольцам, идущим в ряды героической Красной Армии. Орденоносец тов. Нюрсат от имени отъезжающих заверил партию и правительство ТНР и весь тувинский народ в том, что добровольцы из Тувинской Народной республики пойдут в ногу с бойцами Красной Армии победным маршем на фашистских разбойников. Проводы, состоявшиеся 20 мая, вылились в народный праздник. У машин добровольцев окружают тесным кольцом провожающие. Родные, знакомые жмут руки своим друзьям, девушки просят писать письма, желают им счастливого пути, желают победы. Машины тронулись к Енисею, их как будто несли на руках провожающие. Машины переправились на пароме через Енисей, и скрылись в горах. Лучшие сыны тувинского народа уехали на фронт бить врага. Враг будет разбит. Весь мир, все человечество проклинает его и готово уничтожить фашистскую нечисть». («Тувинская правда» № 56 от 22.05.1943 г.).

1 сентября 1943 г. Проводы на фронт добровольческого кавалерийского эскадрона. «…1 сентября г. Кызыл, столица Тувинской Народной республики провожала своих сынов на фронт. Рано утром перед Домом правительства собралось около двух тысяч трудящихся города. Состоялся митинг, открыла его Председатель Малого Хурала Тувинской Народной Республики тов. Анчима. «На протяжении прошедшего периода мы честно выполняли взятое обязательство по укреплению тыла героической Красной Армии» – говорит далее тов. Анчима. «Но наши люди рвались в бой, чтобы с оружием в руках уничтожить немецко-фашистских захватчиков. Тысячи патриотов подали заявление с просьбами принять их добровольцами в ряды Красной Армии. Их желание осуществилось. Сегодня мы провожаем отряд славных сынов в ряды советских воинов». От имени добровольцев на митинге выступили т.т. Байскалан, Ойдупа, Севиль. От имени родных и провожающих добровольцев выступили: арат из Чаа-Хольского кожууна, Кызыл-таг сумона тов. Манжай-оол, приехавший проводить в Красную Армию двух родных братьев, пионерка из 13 участка города Кызыла Тамара Булатова и др. Тувинцы и русские как дружная единая семья, провожали своих сынов. Сотни рук сплелись в дружественных рукопожатиях. Наступило время посадки в машины, одна за другой украшенные красными флагами и лозунгами, проходят по улице автомашины с добровольцами … («Тувинская правда» № 93 от 04.09.1943 г.).

Здание первой советской русс��ой школы в столице ТНР, дом № 54 на улице Щетинкина-Кравченко. Школа № 1. На боковом фасаде две мемориальные доски, свидетельствующие о том, что здесь учились Герой Советского Союза Михаил Бухтуев и Герой России, министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу.

Государственные праздники Республики Тыва

Февраль:

Народный праздник Шагаа (Новый год по лунному календарю) – дата проведения праздника рассчитывается ламами по лунному календарю. Празднество, как правило, начинается днем накануне Шагаа, и включает спортивные состязания по национальным видам спорта: тевеку, метанию аркана, борьбе хуреш, стрельбе из лука. Совершаются молебны в буддийских храмах, театрализованные представления. Главный новогодний молебен начинается в 19 часов и проводится во всех буддийских храмах республики. Праздник утвержден Законом Республики Тыва от 12 февраля 1999 года № 143 «О праздничных днях Республики Тыва».

Май:

День Конституции Республики Тыва, принятой 6 мая 2001 года, доработанной после референдума 11 апреля 2010 года. Это действующая, восьмая по счету, Конституция Республики Тыва, первая из которых была принята 4 августа 1921 года на Всетувинском учредительном Хурале при провозглашении независимой Тувинской Народной республики.

Республика Тыва является субъектом Российской Федерации, демократическим, правовым государством в составе Российской Федерации.

Август:

День Республики Тыва – праздник, утвержденный Законом Республики Тыва от 12 февраля 1999 года № 143 «О праздничных днях Республики Тыва». День республики празднуется как историческая дата основания тувинской государственности 15 августа. В августе 1921 года Всетувинский учредительный Хурал провозгласил образование суверенного государства – Тувинской Народной республики (ТНР). Самое непосредственное участие в подготовке этого события принимала Россия, поддержавшая небольшой народ в стремлении к самоопределению. Позднее, 11 октября 1944 года, республика добровольно вошла в состав СССР как автономная область РСФСР.

Наадым (от монгольского «Наадам»  – празднество, состязание, игрища, праздник животноводов). Ежегодный национальный праздник, имеющий тысячелетнюю историю и сохраняющий традиционные состязания по борьбе хуреш, стрельбе из лука и скачкам. Борьба хуреш была и останется главным событием Наадыма, количество борцов достигает 300-400 человек, из которых победителем становится один. Состязания по скачкам отличаются от классических европейских дистанцией, которая достигает от 15 до 40 км, и самыми юными наездниками, начинающих участвовать в скачках с 4-6 лет. Стрельба из лука в ремень (баг адары) и стрельба из лука в мишень (кара адары) сохранились как важные составляющие Наадыма.

Самый ранний период Наадыма – родовое жертвоприношение в честь духа-хозяина местности и предков рода, которое устраивалось в середине лета, при обилии молочных продуктов, и сопровождалось праздничными гуляниями, играми, состязаниями. В советское время праздник был запрещен, традиция празднования возобновлена с 1993 года.  В настоящее время в программе Наадыма – ярмарки блюд национальной кухни, животноводческой утвари, национальной одежды, изделий из войлока, тувинских музыкальных инструментов и продукции художественных промыслов ручной работы.

Во время Наадыма проводится Международный фестиваль войлока, на которой съезжаются производители войлочных изделий из соседних регионов и Монголии, проводится конкурс-дефиле и мастер-классы по валянию войлока, соревнования в плетении волосяных веревок, снаряжении лошадей, изготовлении войлока. Одним из традиционных состязаний является соревнование по подъему тяжестей.

Музей политических репрессий

Филиал Национальногомузея  РТ основан 30 октября 1994 г. Располагается в здании, в котором в 1930-х гг. находилась спецкомендатура НКВД. В экспозиции — фотоснимки, документы, газетные публикации, богатая коллекция фотографий руководителей ТНР (как главных организаторов и исполнителей репрессивных кампаний, так и их жертв), общественных деятелей республики, подвергшихся преследованиям, репрессированных рядовых граждан, биографии, список из 1036 человек, репрессиро��анных на территории республики в 1930-1950 гг. (132 из них расстреляны).

Особую часть экспозиции составляют личные вещи репрессированных. Здесь материалы о камбы-ламе Верхнечаданского хурээ Ондаре Чамзы, о расстрелянных в 1932 г. бывших членах тувинского правительства Монгуше Буян-Бадыргы, Кууларе Дондуке, ламе Верхнечаданского хурээ Шагдыре и главе администрации сумона Хендергей Дзун-Хемчикского кожууна Бойдаа. В 1938 г. был расстрелян практически полный состав правительства ТНР во главе с председателем президиума Малого хурала Адыг-Тюлюшем Хемчик-оолом и председателем Совета министров Сатом Чурмит-Тажи (в музее хранятся его личные вещи). В 1941 г. был репрессирован известный лама Монгуш Лопсан Чимит, разработчик одного из вариантов тувинской письменности. Отдельная экспозиция рассказывает о людях, которые вели допросы и следствия и об истории создания памятника «Непокоренный», автор Т. Ондар (установлен недалеко от музея).
Адрес: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Комсомольская, 5.

Надя Рушева (1952-1969 гг.)

Надя Рушева — юная художница редкой одаренности, имя которой навсегда вошло в историю российского искусства. Ее мама Наталья Дойдаловна Ажикмаа — одна  из первых тувинских балерин. Отец Николай Константинович Рушев, приехавший в Туву в 1945 г. из Москвы, работал художником-постановщиком в областном музыкально-драматическом театре.

Надя родилась 31 января 1952 г. в Улан-Баторе, где ее родители находились в командировке. После рождения дочери семья Рушевых возвратилась в Москву. У девочки очень рано проявился необыкновенный талант художника. Уже первые ее детские рисунки привлекали внимание фантазией, живостью воображения, необыкновенной легкостью исполнения. Незаурядный талант девочки получил всесоюзное признание благодаря ее иллюстрациям к произведениям Пушкина и Булгакова. Когда Наде было 16 лет, ее выставка состоялась в музее Пушкина в Ленинграде.

Надя прожила очень недолгую — всего 17 лет — жизнь, ее не стало 6 марта 1969 г. Она оставила после себя огромное творческое наследие — около 12 тыс. рисунков, среди них особое место занимает Пушкиниана. Надины рисунки на пушкинские темы сознательно выдержаны в стиле графики самого поэта.

В Национальном музее творческое наследие гениальной художницы, переданное в дар музею в течение жизни матерью Нади Натальей Ажикмаа, постоянно представлено в одном из залов. Здесь можно увидеть  рисунки Нади из серий: «Античность», «Восток», «Тува», «Народы мира», «Образы войны и мира», «Мать и дитя», «Балет», «Карнавал» и др.

Национальный музей  им. Алдан-Маадыр Республики Тыва

Тувинский государственный музей был создан постановлением правительства ТНР от 13 мая 1929 г. Первым его директором стал В.П. Ермолаев (1892-1982).

В 1910 г. восемнадцатилетним юношей Владимир Ермолаев приехал из сибирского села в Красноярск и поступил на службу в местный краеведческий музей. В 1913 г. Красноярск посетил великий полярный путешественник Фритьоф Нансен, совершавший путешествие по Сибири. Нансен, побывавший в местном краеведческом музее, подарил молодому сотруднику Ермолаеву, который помог ему сделать позитивы для лекции местному научному сообществу, фотоаппарат — вещь по тем временам редкую и дорогую. Фотография стала страстным увлечением В. Ермолаева. В этом же 1913 г. Ермолаев впервые отправился в Урянхайский край с экспедицией Красноярского краеведческого музея, целью которой было подробно изучить и зафиксировать на фотографиях малоисследованный край кочевых урянхайцев (тувинцев). Он настолько заинтересовался этнографией тувинцев, что в 1916 г. вернулся и остался постоянно жить в Урянхайском крае.

В течение 45 лет по особой программе Ермолаев вел систематические фотосъемки природы Тувы, бытового уклада, занятий, промыслов коренного народа, событий в государственной и общественной жизни республики, изучал и писал очерки и заметки о прошлом и настоящем укладе жизни тувинцев, об истории проникновения в Туву первых русских поселенцев.

Для посетителей музей был открыт в августе 1930 г. В марте 1942 г. Малый хурал ТНР присвоил Тувинскому государственному музею имя Алдан-Маадыр (в честь казненных 60-ти богатырей, вставших во главе восстания аратов в 1883–1885 гг.). В 1945 г. музей переехал в бывшее здание Национального театра; в 2008 г. — в специально построенное для него 3-этажное здание в центре Кызыла. В ноябре 2008 г. в одном из залов нового здания музея открылась постоянная выставка «Сокровища Долины царей Тувы. Царский курган Аржаан-2», на которой представлены уникальные золотые предметы из сенсационных археологических раскопок во всемирно известной Долине царей Тувы. Эта выставка – один из основных брендов Республики Тыва.

Национальный музей по праву гордится тем, что в его стенах по окончании МГУ начинал свою научную деятельность (в 1950-1954 гг.) Севьян Израилевич Вайнштейн (1926-2008) – ученый-этнолог с мировым именем, профессор, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии имени Н. Миклухо-Маклая Российской Академии наук. Он впервые наиболее полно изучил этногенез, материальную и духовную культуру восточных тувинцев – тоджинцев. Материалы его экспедиций легли в основу экспозиции и комплектования уникальной коллекции, представляющей культурное наследие тувинцев-тоджинцев, причисленных к малым коренным народностям России.

Другой ученый, являющийся гордостью не только Национального музея, но и всего тувинского народа, Монгуш Борахович Кенин-Лопсан – ученый-шамановед, профессор, доктор исторических наук, чьи исследования по тувинскому шаманизму известны во всем мире, работает в музее с 1966 г. по настоящее время. Он – автор одной из самых популярных экспозиций музей, посвященной шаманизму – древнейшей религии тувинцев, которая возродилась и активно развивается с конца ХХ столетия.

Фонды музея насчитывают свыше 140 тыс. предметов. Среди уникальных коллекций:

археологические материалы из «царских» курганов скифского времени Аржаан и Аржаан-2, датируемые IX–VII вв. до н.э.;

стеларий (собрание каменных памятников разных эпох: от оленных камней раннескифского времени до древнетюркских изваяний и стел с руническими эпитафиями);

фотонегативы первой половины ХХ в. из коллекции В.П. Ермолаева;

тувинские этнографические коллекции, в том числе, женские и мужские украшения из серебра;

культовые коллекции шаманизма, буддизма и православия;

коллекции камнерезного искусства Тувы (агальматолит, серпентинит);

творческое наследие художницы-графика Нади Рушевой (основу коллекции составляют переданные матерью Нади Натальей Ажыкмаа в 1988 г. 400 рисунков Нади, каталоги и буклеты  выставок, а также картины и рисунки Николая Рушева – отца Нади);

документы и книги Тувинской Народной республики (1921–1944 гг.);

естественнонаучная коллекция (образцы минералов, чучела животных и птиц).

У музея шесть филиалов: Туранский, Кочетовский, Чаданский, Алдан-Маадырский, Кызыл-Мажалыкский и Музей истории политических репрессий в Туве (в Кызыле).

На примузейной территории расположены два скульптурных памятника, ставших достопримечательностью не только музея, но и Кызыла, и республики в целом: скульптура «Укротитель» (автор – Хеймер-оол Донгак), символизирующая силу духа тувинского народа; и памятник Монгушу Буян-Бадыргы – основателю тувинской государственности (автор – Байза Ондар).

Адрес: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Титова, 30.

Телефоны: +7 (39422) 3-43-28 (для заказа экскурсий), 2-28-04 (приемная), 2-37-86 факс.

Сайт: www.tuvamuseum.ru

E-mail: tuva-museum@mail.ru

Время работы: среда-воскресенье с 10.00 до 18.00.

Национальный музыкально-драматический театр им. В.Ш. Кок-оола Республики Тыва

В 1935 году Великий Хурал Тувинской Народной республики принимает решение об организации государственного тувинского театра, и уже в начале 1936 года в Кызыле открывается национальная театральная студия. 25 марта того же года студийцы показывают свой первый большой концерт – и этот день становится днем основания театра Тувы. Постепенно студия переходит к постановкам первых спектаклей. С 1944 года, после вхождения Тувы в состав СССР, это – один из советских театров.

В 1958 году Тувинский национально-драматический театр преобразовался в музыкально-драматический. В труппе театра работали народные артисты Российской Федерации М. Мунзук, исполнитель роли Дерсу Узала в одноименном фильме А. Куросавы и его супруга К. Мунзук, заслуженные артисты России Х. Конгар, В. Монгальби, Н. Олзей-оол, Б. Бады-Сагаан, Е. Кенденбиль и др. На сцене театра осуществляли постановки заслуженные артисты Российской Федерации И. Забродин, С. Оюн; заслуженные артисты Республики Тыва К. Сагды и И. Лопсан. В русской труппе работали заслуженные артисты Республики Тыва М. Рамазанова, Г. Черников, Л. Голубева, В. Дубровская, О. Кузина, В. Кузин, И. Бершанских и др.

Главный режиссер – заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Тыва Алексей Ооржак. В труппе – выпускники Санкт-Петербургской государственной Академии театрального искусства, Театрального института им. Бориса Щукина, Государственного музыкального училища имени Гнесиных, Ярославского государственного театрального института, Московского специализированного института искусств.

Ежегодно театр показывает на стационаре и гастролях по кожуунам Республики свыше 200 спектаклей, зрителями которых становятся десятки тысяч человек:

Театр – лауреат многих международных и всероссийских театральных фестивалей, дипломант национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска».

Сегодня коллектив театра стабилен и творчески состоятелен, что позволяет ему осуществлять разнообразные и разноплановые постановки. Художественное направление развития театра отвечает современным требованиям зрителя – это интерес к истории Тывы, возрождение нравственных ценностей, возврат к духовному и мифологическому наследию своего народа, связь с классической и современной драматургией.

��увениры Тувы

Фигурки из агальматолита (чонар-даш). Тувинская скульптура малых форм – резьба по чонар-дашу – интереснейшее и оригинальное явление, своеобразный символ тувинской культуры.

Подушки (сыртык). Подушка необычной формы, прямоугольный валик, с одного торца богато отделанный, другой торец традиционно обращен к стене юрты. В этих «подушках» женщины хранили свои личные вещи, прятали волосы ребенка после праздника первой стрижки волос. Там же могли хранить кусочки очень дорогого в прежние времена сахара. То есть подушка для женщины была и сейфом, и шкатулкой для дорогих вещей.

Изделия из войлока. Из войлока получаются великолепные игрушки, шахматы, украшения, одежда и обувь, а войлочные подушки, покрывала и ковры прекрасно вписываются в любой интерьер.

Изделия из дерева, кости животных, рога, кожи и шкур – кухонная утварь, мебель, сувениры.

Серебряные украшения – тувинские женские украшения делятся на: украшения для прически (накосники – боошкун, чавага), для ушей (серьги), рук и пальцев (кольца, браслеты, перстни) и для пояса, украшенные бирюзой, нефритом и кораллом.

Музыкальные инструменты Тувы. Инструменты, игра на которых сопровождает лирические песни и героический эпос (игил, бызаанчы, дошпулуур, чадаган, чанзы, лимби, хомус и др.), охотничьи звукоподражания и скотоводческие сигналы (амырга, эдиски, мургу и др.), в обрядо-религиозной практике – шаманские (арба, дунгур, конгураа, конгулуур) и ламаические (бурээ, бушкуур, конга, дамбыра, ман, кенгирге).

Сувенирные магазины

Магазин «Олчей»:

г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, 21 и 26.

Тел.: 8 (39422) 3-42-93.

Г. Кызыл, ул. Кочетова, 100.

Тел.: 8(39422) 3-48-54.

Художественная мастерская «Шевер»:

Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Комсомольская, 23 а.

Тел.: 8(39422) 2-27-70.

Магазин «Сувениры Тувы»:

Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова,168.

Сот: 8-923-543-19-51.

Фойе Национального музея РТ:

Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Титова, 30 а.

Тел.: 8(39422) 2-37-86.

Моб: 8-923-386-85-18, 8-923-386-83-18.

Салон цветов и подарков «Модные Люди»:

Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, 58.

Тел: 8 (39422) 3-12-43.

Тувинская государственная филармония

Тувинская государственная филармония создана 1 апреля 1969 года. Первым директором филармонии был назначен Р.О. Далай-оол, первым художественным руководителем – народный артист СССР, композитор А.Б. Чыргал-оол. Сегодня директором филармонии является заслуженный деятель искусств Республики Тыва И.Д. Дулуш.

В филармонии семь творческих коллективов, работающих в разных направлениях искусства – от фольклора до профессиональных академических жанров: государственный ансамбль песни и танца «Саяны», симфонический оркестр, фольклорный ансамбль «Тыва», вокально-инструментальный ансамбль «Аян», эстрадно-кукольная группа «Театр миниатюр», детская хореографическая студия ансамбля «Саяны», рок-лаборатория «Клуба живой музыки», которые заняли свою нишу в культурной жизни республики.

http://tvgf.ru

Устуу-Хурээ

Устуу-Хурээ – крупнейший буддийский монастырь дореволюционной Тувы. В 30-х годах прошлого века, когда начались репрессии против буддийского духовенства, этот памятник истории и архитектуры был разрушен. Ламы были репрессированы и расстреляны. А вот стены оказались слишком крепкими, возведенными по особой технологии. Из 31 разрушенного в те годы храма, этот – единственный, который не удалось разрушить до конца.

В начале 80-х храм был внесен в федеральный реестр памятников истории и культуры. Далай-лама XIV, побывав у стен храма в 1992 году, сказал: «Это живой храм, его нужно восстанавливать.

В 1999 г. для привлечения внимания к храму и сбора средств на восстановление по идее Игоря Дулуша был проведён международный благотворительный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», с тех пор проводимый ежегодно.

Восстановление храма началось в 2008 г. Изначально задумывалось построить новый Цогчен (соборный храм) на месте стен старого, однако руины решили оставить и возвести новый храм рядом со старым разрушенным. Восстановление храма было закончено в 2012 г. и 23 июля состоялась церемония открытия Устуу-Хурээ.

Архитектурный комплекс Центр Азии

Первое упоминание о центре Азии можно найти у инженера путей сообщения, начальника партии по исследованию Верхнего Енисея В.М. Родевича. В 1910 году он опубликовал в Санкт-Петербурге книгу «Очерк Урянхайского края (Монгольского бассейна реки Енисей)». В разделе о туристах В. М. Родевич упоминает: «В 90-х годах, однако, приехал в Урянхай английский путешественник со специальной целью видеть центр Азии, который, по его определению, пришелся возле усадьбы Г. П. Сафьянова Салдам, на Енисее. Столб в садике усадьбы знаменует этот примечательный пункт. Англичанин, по его словам, уже посетил центры Европы, Африки и Австралии». Усадьба Г.П. Сафьянова стояла на левом берегу Улуг-Хема в 23 верстах ниже слияния Бий-Хема и Каа-Хема. Позже знак центра Азии в виде небольшой усеченной пирамиды был установлен в Кызыле у здания электростанции на берегу Улуг-Хема.

В 1964 году, когда отмечалась 20-летняя годовщина добровольного вхождения Тувы в состав СССР, на берегу Енисея был установлен бетонный обелиск в виде земного шара на двухметровом квадратном постаменте с устремленным ввысь трехгранным шпилем, который разработал старейший художник республики Василий Фадеевич Дёмин по предложению исполкома горсовета. Двадцать лет спустя, к 40-летию Советской Тувы, территория вокруг памятника была благоустроена, а сам обелиск и его постамент облицованы гранитом. Впоследствии, в начале аллеи, ведущей к обелиску, были поставлены скульптурные изображения арзыланов.

В 2014 году, к 100-летию единения Тувы с Россией, по инициативе Главы Республики Тыва Шолбана Кара-оола, проведена реконструкция набережной, а вместе с ней и обелиска. Была не только облагорожена территория, но и заменён сам обелиск.

Новый архитектурный комплекс «Центр Азии», созданный российским скульптором с мировым именем Даши Намдаковым, располагается в центре города Кызыла на слиянии двух рек – Бий-Хема и Каа-Хема, давая начало Улуг-Хему – Енисею, великой сибирской реке, несущей свои воды к Северному Ледовитому океану.

Центром архитектурного комплекса, открытого в дни празднования 100-летия единения России и Тувы и основания г. Кызыла на набережной имени Кужугета Шойгу, является обелиск «Центр Азии», символизирующий географический центр Азиатского континента.

В оформле��ии обелиска использованы мотивы древних культур. Три арзылана, три мифических животных держат земной шар, увенчанный высоким шпилем, на вершине которого установлен символ эпохи бронзового века – «солнечный олень» – с раскидистыми рогами. Памятник олицетворяет шаманский дух предков, тайны ранней буддийской культуры, знаки и символы древнего кочевого искусства. На поверхности земного шара и конусообразного шпиля художник разместил рельефы с контурами всех континентов и изображения археологических предметов из кургана Аржаан-2, которые датируются ранним железным веком. В технике отделки использована золотая патина, придающая, художественную выразительность и более гармонично вписывает объект в окружающую среду.

Статуи из 12 животных, украшающие фонтанную чашу, символизируют традиционную восточную астрологию, двенадцатилетний цикл смены лет. Обелиск (земной шар), окруженный 12-ю животными олицетворяет Вселенную.

Скульптурная композиция «Царская Охота»

Кроме того, на площади, по соседству с обелиском, установлены скульптурные группы — бронзовая «Царская охота», выполненная также Д. Намдаковым. В бронзе «ожили» царь и царица из скифского кургана, обнаруженного археологами в 40 километрах от Кызыла в 2001 году: артефакты из Аржаана-2 бережно хранятся в Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва и датируются третьим тысячелетием до нашей эры. Номады Евразии, чей дом – это шатер, а крыша дома – небо, воплощают царственное бесстрашие и стремительный полет по безграничному простору кочевой жизни. Для автора степь – это центр мироздания, она определяет суть существования персонажей скульптуры. В ней заключено все, что воплощают и чем обладают герои: знаки и символы древнего искусства, шаманский дух предков, тайны ранней буддийской культуры.

Автор композиции «Царская охота» Даши Намдаков 15 декабря 2013 года удостоен международной премии «Пьетрасанта и Версилия» итальянского культурного сообщества «Фрателли Россели». Композиция выполнена в знаменитых мастерских художественного литья Италии «Мариани» и «Массимо Дель Кияро». Из итальянской Пьетрасанты монумент «Царская охота» перевезен в Туву – в величественный комплекс «Центр Азии».

Скульптурная композиция «Малчын» (Животновод)

Композиция – образ традиционной культуры тувинцев. Благодаря своему относительно изолированному положению: отсутствию железной дороги, горам, окружающим территорию со всех сторон – в Туве до настоящего времени сохранились самодостаточные кочевнические хозяйства. Традиционным для хозяйства тувинцев является разведение овец, коров, лошадей.

Автор – член Союза художников Монголии, скульптор Сүхээ Одхүү.

Скульптурная композиция «Мать Эне-Сай»

«Мать Эне-Сай» – воплощенный в камне символ слияния рек, зарождения жизни, женского начала мироздания.

Автор – тувинский мастер, лауреат премии Союза художников Российской Федерации, член Союза художников России Сайын-Маадыр Байынды.

Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел

2 марта 2012 года в г. Кызыле открылся Центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел. Красивое здание, построенное с использованием элементов восточной архитектуры, венчает элемент в виде народного музыкального инструмента – игила. Центр возведен для деятелей культуры – музыкантов, ремесленников, народных умельцев. Сюда стремятся как местные жители, так и туристы, которые смогут услышать тувинское горловое пение, увидеть процесс изготовления национальных музыкальных инструментов.

В здании имеется концертный зал на 160 мест, конференц-зал, шайлаарак (столовая). В фойе первого этажа – витрины с национальными инструментами, изделиями из агальматолита. На втором этаже стены украшают фотокартины, запечатлевшие достопримечательности республики, важнейшие моменты ее жизни.

Под одной крышей здесь расположились Тувинский национальный оркестр, Международный научный центр «Хоомей», творческие коллективы других форм собственности – субъекты малого предпринимательства (мастерские по изготовлению национальной одежды, национальных инструментов, сувенирной проду��ции, изделий народно-художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства), всемирно известные фольклорные группы «Хун-Хурту», «Алаш», «Чиргилчин», «Тыва кызы».

Центр построен с целью сохранения и развития народного художественного творчества, декоративно-прикладного искусства, традиционной кухни, национальных игр и обрядов, музыкального фольклора. На базе методического отдела Центра работают курсы для педагогов, работников культуры по вопросам сохранения и пропаганды традиционной тувинской культуры. Важным направлением деятельности Центра является содействие социальной защите носителей традиционной культуры.