Konspekt_pnevmatika

27

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ

ЯТИЕ

“ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН”

 

СЛУЖБА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

 

 

 

 

 

 

 

 

ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ВАГОНОВ МЕТРОПОЛИТЕНА

 

 

тов электропоездов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт — Петербург

2002 год

 

ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

сферах.

ние.

ров.

 

ОБЩАЯ СХЕМА ПНЕВМАТИКИ ВАГОНА, рис. 1 и 2

 

лениями в атм.:

— напорную 6,3 — 8,2

— тормозную 5,0 — 5,2

— дверную 3,4 — 3,6 (81 сер.); 2,8 — 3,2 (Ем)

ю 6,3 — 8,2

— управления электроапп. 4,8 — 5,2

— автостопную 5,0 — 5,2

— автостопную системы АРС 5,0 — 5,2

— стояночного тормоза 6,3 — 8,2

   В общей схеме пневматики вагона установлены следую- щие краны:

ров.

духом.

гонов.

бине.

страли.

Краны выключения дверей — для открытия дверей вручную.

 

НАПОРНАЯ МАГИСТРАЛЬ И ПРИБОРЫ,

ВХОДЯЩИЕ В НЕЕ, рис. 1 и 2

 

ралей и приборов, входящих в них.

ки.

ста.

 

 

 

ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ, рис. 3 и 4

 

, служит для очистки всасываемого компрессором воздуха от частиц пыли, грязи окружающей среды. Применяется два типа фильтров:

меняться.

ной набивки.

бавляется или заменяется.

   

чищают сжатый воздух от частиц пыли, грязи, влаги и масла.

сливной краник.

 

приборы .

   Фильтр-кассета по надобности заменяется.

 

них твердых частиц.

 

МОТОР-КОМПРЕССОР, рис. 5

 

стралей вагона и пневматических приборов, входящих в них.

лем ДК-408.

пенчатого сжатия.

нут.

мого за единицу времени.

онные кольца.

ны самопружинящие ленточные клапаны. На каждый цилиндр имеются три всасывающих и три нагнетательных клапана.

дит всасывание через всасывающие клапаны, нагнетательные при этом закрыты, при обратном движении поршня — наоборот.

альных болтах.

 

ВОЗДУШНЫЕ РЕЗЕРВУАРЫ, рис. 1 и 2

 

значенные для сохранения запаса сжатого воздуха:

   — главный объемом 300 литров;

   — запасной объемом 100 литров (на ваг. 81-серии) или два по 55 литров (на ваг. типа Ем);

   — уравнительный объемом 9,5 литров.

   Выбор объема резервуара производится:

ниста.

таний.

 

ЗМЕЕВИК, рис. 1 и 2

 

ные ребра.

 

ОБРАТНЫЙ КЛАПАН, рис. 6

 

вуара усл. № Э-175.

го воздуха.

легченный пуск мотор-компрессора.

вуара.

   В настоящее время клапан Э-175 заменяется на клапан усл. № 161.

 

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН усл. № Э-216, рис. 6

 

вуара. При сработке предохранительного клапана происходит быстрый выпуск воздуха из напорной магистрали до давления 5,6 атм.

вочной пружины.

рельчатого клапана на седло.

 

 

 

 

РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ АК-11Б, рис. 7

 

ста.

ра управляет пневматический привод.

ния пружиной подвижного контакта.

м контактов, обрывом диафрагмы.

 

КОНЦЕВЫЕ КРАНЫ, рис. 1 и 2

 

вую часть вагона.

сцепки.

 

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГИБКИЕ РУКАВА, рис. 8

 

ралями.

кава:

ке;

   — рукав тормозных цилиндров и стояночного тормоза;

   — рукав автостопа.

дочной ткани и наличие зазора между ушками хомутика.

 

МЕЖВАГОННЫЕ СОЕДИНЕНИЯ, рис. 9

 

й магистрали.

жаты друг к другу.

 

РЕДУКТОР усл. № 348, рис. 10

 

симо от давления питающей магистрали.

   На вагоне метрополитена установлено три редуктора:

ка 5,0 — 5,2 атм.

ка 2,8 — 3,2 атм.

ровка 4,8 — 5,2 атм.

ки.

ли.

ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ВЕНТИЛИ, рис. 11

 

тов. Применяются электропневматические вентили включающего и выключающего типа.

рой.

и электромагнит. В корпус пневматической части запрессовано седло, внутри которого проходит канал, с обеих сторон закрытый клапанами: верхним — атмосферным и нижним — питательным, с возвратными пружинами. С помощью кнопки с пружиной возможно производить включение вентиля вручную.

шиниста усл. № 013.

делителе ДВР, а также это вентиль № 2 в ВР-337.

 

ДВЕРНАЯ МАГИСТРАЛЬ, рис. 1 и 2

 

крытие и закрытие, проложенным по обеим сторонам вагона, поступает сжатый воздух.

ных створок.

 

ДВЕРНЫЕ ЦИЛИНДРЫ, рис. 12

 

следней.

фер.

духа в полости дверных цилиндров, через регулируемый зазор между клапаном и седлом в корпусе катарактного клапана, а при регулировке дросселями — по выпуску воздуха из полостей дверных цилиндров.

   Вместо катарактных клапанов на вагоны типа Ем при ремонте устанавливаются дроссели.

   Время хода дверных створок 2,5 — 4 сек.

 

КРАНЫ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ДВЕРЕЙ, рис. 1 и 2

 

ные створки можно раздвинуть вручную.

 

ДВЕРНОЙ ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ — ДВР

усл. № 87, рис. 13

 

го воздуха в полости дверных цилиндров.

стия, связанные с атмосферой, с трубой на открытие и с трубой на закрытие.

ми каналами.

тилях все полости ДВР заполнены сжатым воздухом, при этом давление на поршни одинаковое.

 

ОТКРЫТИЕ ДВЕРЕЙ, рис. 14

 

ных поршней восстановится одинаковое давление воздуха.

 

ЗАКРЫТИЕ ДВЕРЕЙ, рис. 14

 

способ — путем возбуждения вентиля на закрытие.

ются.

дения вентилей на открытие.

рону поршня большего диаметра и золотник на золотниковом зеркале займет такое положение, при котором источник сжатого воздуха сообщится с трубой на закрытие; двери закроются.

ерей, то двери также закроются.

 

ШУМОГЛУШИТЕЛЬ, рис. 1, 2

 

ния шума сжатого воздуха, выходящего из полостей дверных цилиндров или полости крана.

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ТОРМОЗОВ

И ИХ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА

 

зов:

тическим тормозом.

ством.

телей в генераторный режим.

тилей.

   На вагонах метрополитена применяются пневматические тормоза прямодействующего типа, автоматического действия.

мозные цилиндры напрямую связаны с источником сжатого воздуха.

ниста.

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТОРМОЗАМ

 

вия.

   Автоматические прямодействующие тормоза должны обладать надежностью, безотказностью в работе, хорошей управляемостью.

мозного пути.

денья).

симо от загрузки вагона.

водящем уклоне.

трические и стояночные тормоза.

 

МОЗНАЯ МАГИСТРАЛЬ, рис. 1, 2

 

сцепки тормозной магистрали.

ниста.

 

КРАН МАШИНИСТА, рис. 1, 2

 

зами поезда.

стралей.

ление.

тельный резервуар, труба большого атмосферного отверстия и труба отверстия диаметром 8,0 мм.

никового зеркала, определяет пять положений крана.

1 — быстрый отпуск и зарядка;

2 — поездное или медленный отпуск и зарядка;

3 — перекрыша;

4 — служебное торможение;

5 — экстренное торможение.

   Красная стрелка двухстрелочного манометра показывает давление в уравнительном резервуаре.

ли.

гистрали.

ней торможения и отпуска.

но получить три, четыре ступени торможения.

метра может судить о давлении в тормозной магистрали.

рали.

 

пуса крана.

   1 — сверхзарядное, давление в тормозной магистрали не менее 5,7 атм.;

2 — поездное, давление в ТМ 5,0 — 5,2 атм.;

но);

   6 — служебное торможение, давление в ТМ 3 атм.;

   7 — экстренное торможение — ТМ разряжается полностью, до нуля.

ния.

ния.

ления .

 

ТОРМОЗНОЙ ЦИЛИНДР, рис. 17

 

ной пружины, вилки штока.

 

 

ТОРМОЗНОЙ ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ВР-337,

рис. 18

 

полняет функцию воздухораспределителя при пневматическом торможении, а также прибора замещения при электрическом торможении.

мозной магистрали и от режима торможения.

ной магистралей через разобщительные краны ВРН и ТМ.

мозного пути.

ключающего типа.

ралью.

ралью.

питана.

сферой.

ре ВР.

сферное отверстие в кране машиниста № 334 или реле давления крана 013).

стие вентиля № 2.

ниченного хода через атмосферный клапан вентиля сообщается с атмосферой; поршень опускается вниз, уменьшая усилие на режимный орган, вследствие чего тормоза отпускают.

линдров через пневматическое реле авторежима в режимную камеру ВР-337, что приводит к увеличению давления воздуха в ТЦ.

ста необходимо воспользоваться разобщительным краном ВРН, или кранами ТЦ и ОТЦ, или отпускным клапаном ОК.

 

   Давление в ТЦ в различных режимах торможения:

 



81 сер.



81 сер.

0,7-1,2

1,0-1,6

2,0 атм.;

полное служебное торможение;

ние;

2,2-2,4

3,3-3,8

0,8-1,0

1,6

1,6-1,8

 

1. Заполнение рабочей камеры V=7л 55-75сек

2. Наполнение сж. воздухом торм. цилиндров при ПСТ 3-7сек

3. Выпуск сж. воздуха из торм. цил. (после ПСТ) 8-10сек

 

 

 

 

 

АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ТОРМОЖЕНИЯ

рис. 20

 

ного значения.

ем.

   Размыкание контактов АВТ происходит при давлении в ТЦ 1,8-2,1 атм. Замыкание — при давлении 0,6 — 1,1 атм.

 

СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ, рис. 21

 

бовую часть вагона.

   Первый левый и четвертый правый тормозные цилиндры каждой тележки объединены с пневмопружинным стояночным тормозом в один агрегат — блок-тормоз.

водящем уклоне.

редача.

ние.

ное торможение вагона.

 

ПНЕВМОПРИВОД ЭКК, рис. 1, 2

 

контактной коробки автосцепки для соединения электрических цепей управления после сцепления механической части.

рой.

порной магистрали вагона.

ке.

циального ключа.

 

 

 

 

ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ В СХЕМЕ

УСТРОЙСТВ АЛС — АРС, рис. 2

 

тического тормоза ДКПТ.

правностях аппаратуры АЛС — АРС.

   ЭПК автостопа крепится под вагоном на специальном кронштейне, электрическая часть которого через реле времени включена в схему устройств АРС.

шиниста.

Для включения ЭПК необходимо следующее:

вставить реверсивную рукоятку в КВ;

зарядить ТМ;

включить тумблер АРС;

нажать кнопку бдительности;

.

 

СИГНАЛИЗАТОР ОТПУСКА,

ДАТЧИК КОНТРОЛЯ

МОЗА ДКПТ, рис. 22

 

ли.

сферы СО замыкает свои контакты.

жения.

 

ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ.

АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ,

рис. 1, 2

 

рали.

   На вагонах типа Ем установлены ПВУ, а на вагонах 81-серии — АВУ.

тов при давлении 2,7 — 2,9 атм.

 

АВТОСТОПНАЯ МАГИСТРАЛЬ, рис. 1, 2

 

го автостопа.

пана вагона.

СРЫВНОЙ КЛАПАН, рис. 23

 

мозной магистрали.

положение.

ством или крючком.

 

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ

СТОПА, рис. 24

 

ко при снижении давления в тормозной магистрали до 2,5-3,6 атм. При этом ручка может находиться как в горизонтальном положении («постоянное отключение»), так и в промежуточном («временное отключение»).

вает.

Для отключения УАВА необходимо:

разрядить ТМ до 2,5 — 3,6 атм.;

януть контрольный стержень до упора;

повернуть рукоятку на себя до фиксации фиксатором.

 

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ МАГИСТРАЛЬ, рис. 1, 2

 

ниста.

не, снизу, под лобовой частью вагона.

лов установлены свистки.

При неисправном звуковом сигнале подвижной состав эксплуатировать запрещается.

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила заместитель начальника Технической школы

, СПб, 2002 г.

 

Рецензент: машинист-инструктор электродепо «Невское»

Ю. П. Румянцев

 

Иллюстрации: машинист электродепо «Невское»

С. А. Войтов

 

инженер службы Подвижного состава

В. Г. Шиханов

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *