Komplex_viny_VKR

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.С. ТУРГЕНЕВА»

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

: 41.04.01 Зарубежное регионоведение

Западноевропейские исследования

 

 

5

Исторический факультет

 

 

Тема выпускной квалификационной работы

 

тражение комплекса национальной вины в послевоенной Германии

немецкой публицистике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

(подпись)

 

.

(подпись)

 

Гелла Т.Н.

(подпись)

 

 

 

Орёл, 2017

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.С. ТУРГЕНЕВА»

Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории и регионоведения

41.04.01 Зарубежное регионоведение

Западноевропейские исследования

 

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой

 

_______________ (Гелла Т.Н.)

)

2017 г.

 

З А Д А Н И Е

на выполнение выпускной квалификационной работы

5

 

тражение комплекса национальной вины в послевоенной Германии

.

2-556

 

9_ » июня 2017 г.

 

 

4. Содержание ВКР (перечень подлежащих разработке вопросов):

.

5. Перечень графического материала: −

6. Консультанты по ВКР (с указанием относящихся к ним разделов)

 

г.

.

.

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Изучение историографии проблемы,

г.

2017 г.

ь

2017 г.

прель 2017 г.

017 г.

Май 2017 г.

 

 

.

 

Антохина Е.А.

 

 

АННОТАЦИЯ

выпускной квалификационной работы

ермании в

Клименок А.М.

ФГБОУ ВО

«Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»

Зарубежное регионоведение

.

ленных явлений и их последствия, понять их взаимосвязь.

ражения в ней немецкого комплекса вины и ответственности за развязывание Второй мировой войны.

смотрен ход «спора историков» 1986-1987 гг., охарактеризовано его значение для разрешения «проблемы вины» на новом этапе исторического развития Германии.

ния и развития проблематики вины в Германии.

вого сознания Германии.

состоит в возможности использования материалов данного исследования при подготовке лекций и семинаров, а также учебных пособий по истории Германии ХХ века.

.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

7

Исторические условия появления и развития

9

Возникновение темы вины и покаяния

9

8

национальной вины немцев в учебной

6

Эволюция трактовок проблемы комплекса

ублицистике

61

2.1. Карл Ясперс о «проблеме вины»

61

8

2.3. «Спор историков»: тема ответственности за

5

5

9

ВВЕДЕНИЕ

фессиональных историков и ведущих общественно-политических деятелей.

как в самой Германии, так и за её пределами посвящено большое количество научных работ, биографий, мемуаров и статей.

жении чувств и эмоций.

ности имеет причиной и поведение большинства немецкого населения. Народ отвечает за свою государственность.

Перед лицом преступлений, совершенных от имени Германской империи, ответственность возлагается и на каждого немца. Они «отвечают» коллективно.

вины одному лишь человеку (А.Гитлеру) либо группе людей, призывами строить будущее без оглядки на прошлое.

народа.

для всех государств, переживших сложные периоды истории.

интерес характер участия в процессе преодоления прошлого не только государственного руководства, но и историков и мыслителей, а также простых граждан Германии.

национальной вины.

— особенности рассмотрения и решения проблемы комплекса национальной вины в контексте преодоления тоталитарного прошлого в послевоенной Германии.

слевоенных общественно-политических дискуссиях в Германии.

вень.

.

.

препятствия для использования этого опыта в России.

ций в послевоенной Германии.

ответственности Германии и других стран за Вторую мировую войну.

ния в симпатиях к ним весь немецкий народ.

.

.

.

.

.

.

науки.

ты.

не является производным первого.

нацистского режима.

.

.

ном преодолении прошлого в Германии, влиянии его работы «Вопрос о вине».

.

.

нимание вины и ответственности немецкого народа в германском обществе все ещё остается немалой проблемой.

рассказывается о долгом пути трансформации немецкого национального самосознания с целью преодоления прошлого. В ней поднимается проблема коллективной и индивидуальной памяти, рассматривается взаимоотношение «мифа», «памяти» и «истории».

сии о комплексе национальной вины немцев с историческим контекстом развития Германии после Второй мировой войны.

:

Выявить причины появления и утверждения проблемы комплекса национальной вины на территории Германии после Второй мировой войны;

водства ГДР к проблеме личной и коллективной ответственности жителей Восточной Германии за нацистские преступления;

зывание Второй мировой войны;

слевоенный период;

Дать характеристику теоретического изложения «проблемы вины» в работах Карла Ясперса, оценить влияние позиции мыслителя на дальнейшее развитие данной темы в Германии;

ние на развитие темы вины в Германии;

мании.

источники можно разделить на несколько групп:

кументы;

, касающиеся возмещения ущерба пострадавшим от нацизма и другим аспектам преодоления нацистского прошлого;

Учебная литература и школьные пособия по новейшей истории Германии, изданные в послевоенный период как в ФРГ, так и в ГДР;

лей послевоенной Германии.

кают в моральном облике человека при ощущении вины за что-либо.

ленные системы взглядов.

ния и развития проблематики вины в Германии.

вого сознания Германии.

состоит в возможности использования материалов данного исследования при подготовке лекций и семинаров, а также учебных пособий по истории Германии ХХ века.

.

ВИНЫ В ГЕРМАНИИ

 

немецкой нации

45

щение некой национальной вины. Это понятие представляет собой некоторое долженствование, ценностное основание.

вертна и заставляет индивидов придавать внешним оценкам окружающих людей больше значения, чем собственным внутренним самооценкам.

.

.

ют в себя процессы самооценки, самокритики и различных форм самонаказания.

.

.

ственность — это те действия, которые совершаются для исправления ошибки.

.

ется объективной реалией, не подлежит наказанию. Как субъективное состояние, вина далеко не всегда служит основанием ответственности и условием наказания. Аналогичным образом неправовое, тоталитарное государство, наказывает тех, кого считает виновным, не интересуясь, сознают они себя таковыми или нет.

.

за происходившее.

58

.

при этом были бы спасены жизни миллионов.

.

.

.

.

.

судного Трибуналу.

кого плана.

, генеральный штаб, верховное командование германских вооруженных сил.

ступления против человечества .

жим и его преступления. Главари третьего рейха были приговорены к смертной казни или к длительному тюремному заключению .

.

да, то есть с момента образования Федеративной республики, или, что еще хуже, искажать прошлое и оправдывать под всяческими предлогами преступления нацизма.

.

ком велики и невозместимы последствия преступлений. Но есть еще люди, не желающие этого понять, и среди них те, кто занимает подобную позицию по по-литическим мотивам, следуя в фарватере милитаризма и реваншизма, по пути оправдания «преступлений нации».

.

ны и для ФРГ.

.

ских преступников — серьезная мера борьбы с опасным чувством.

блеи ООН .

.

тимилитаристских доктрин, отказу от войны.

сти конкретных лиц и неотвратимости возмездия за тягчайшие преступления против мира и человечности.

и ГДР

пытались решить для себя «проблему вины».

.

.

страстий, отношению к Гитлеру и членству в НСДАП.

ступлений.

менения как в государственной политике, так и в вопросах искусства, культуры и образования.

.

жуазных» писателей и деятелей культуры.

:

ной системы.

Отстранение от власти старых политических кадров и наказание лиц, виновных в преступлениях.

Создание новых, демократических структур.

Преодоление влияния тоталитарной идеологии.

77

ренции.

фикации в этих зонах происходил неодинаково. Наиболее решительно, жестко (и даже жестоко) он производился советскими властями в зоне оккупации СССР, а затем, после образования ГДР, был продолжен властями нового государства.

Третьего Рейха.

.

рабатывали каких-то особенных мер по денацификации среди немцев.

казывали однозначную поддержку нацистскому режиму.

ской агрессии были реквизированы и вывезены в США, при этом часть картин и скульптур вообще не имели отношения к пропаганде нацизма или милитаризма.

партии.

фашистами.

. Схожим образом была построена работа английской зоны оккупации, в то время как французская зона ответственности в этом плане была более либеральна к немцам.

лись с нацистским режимом, такие как униформа СС.

сле войны искренне ответить на задаваемые оккупационными властями вопросы официальных социологических опросов.

леровский главарей. Нюрнбергский трибунал стал пропагандистской площадкой, позволяющей показать не только всему миру, но и самим немцам всю правду о нацизме и его главарях.

.

диктатуры.

.

.

.

.

.

беде в Германии и поражению в войне.

диктатуры.

чить, что все основные преступники уже понесли наказание, а те, кто остался на свободе, ни в чем не виноваты.

.

.

эр, который вместе с министром экономики, а позже и канцлером Людвигом Эрхардом считается автором «немецкого экономического чуда».

Конрад Аденауэр никогда не сотрудничал с нацистским режимом и даже подвергался аресту, хотя и не был членом антифашистских организаций, считая их бесперспективными.

».

.

.

.

ния, а также принимать совместные решения

мер, мемориал Холокоста), антитоталитарная социология и философия.

ных и мелких нацистов, но и ставила цель искоренение рокового духа нацизма и демократизацию общество.

ботка прошлого».

. Важной задачей при этом становилось формирование у немцев чувства вины.

ия преступлений нацизма наталкивались на проблему того, что рядовые немцы не хотели напоминать себе о том, что произошло раньше, а стремились как можно скорее отказаться или просто забыть прошлое.

.

.

.

.

.

.

жизненному заключению были приговорены шестеро.

.

.

дителей признать свою вину. Особое место при этом играли и документальные съемки, сделанные американцами после освобождения концлагерей.

.

ствие.

.

.

.

вины».

.

.

режиму СЕПГ.

ний.

го.

рованы и сосредоточены в спецлагерях НКВД.

.

предоставлялись адвокаты.

нести ответственность за его преступления.

е происходило подлинного преодоления прошлого.

не стояла на повестке дня в ГДР.

.

обострения положения на Ближнем Востоке.

лики».

.

.

 

послевоенной Германии

.

.

шие государственные чиновники, предприниматели, юристы, дипломаты.

.

Шахт, Г. Дирксен и Е. Э. Кордт.

ков на два лагеря: неонацистов и демократического крыла историков, привело и к замешательству в преподавании истории в школе.

.

.

вильному и справедливому пути.

Большую роль сыграла упомянутая книга Ф. Майнеке «Немецкая катастрофа».

.

.

Обе части Германии имели разные профили и направления, и даже учебники.

учебных пособий.

.

.

ное признание выдающейся роли коммунистов и левых социалистов в немецком Сопротивлении.

рии ФРГ по информационной загруженности и призывам.

.

.

.

летия

нии народных масс, о миролюбии и демократизме «чистого идеалиста» Гёрделера и других консервативных лидеров оппозиции 20 июля 1944 г., утверждение об антинациональном характере коммунистических организаций.

них веков, стали исследовать проблемы новейшего времени.

нения.

ке, меньше — дипломатическую историю войны.

.

.

вают «презрение человеческого достоинства».

.

.

.

е годы, что было связано с накоплением эмпирического материала периода нацизма.

.

.

.

. Вся эта информация незамедлительно попадает и на страницы учебной литературы.

Школьные пособия начинают наполняться исчерпывающей информацией о причинах нападения на Советский союз.

гающее место в сознании немецкого общества.

гих городах любители истории начали самостоятельно открывать прошлое. Они хотят изучать «историю снизу», с точки зрения тех, кто ее пережил и выстрадал».

.

.

.

неман предложил основывать эти конкурсы на идее демократических традиций в Германии.

благотворительный фонд, выделяющий для проведения конкурса ежегодно около 500 тысяч марок.

ри было представлено более 7 тысяч сочинений.

.

.

вание еврейских граждан, локальные организации Сопротивления, церковь и школа, молодежные организации в условиях «третьего рейха».

.

.

.

реосмыслить данный период истории страны.

реодоление прошлого» стало существенным фактором послевоенной жизни Германии, связанным и с переходом к демократии, и с противоречиями этого перехода.

.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ПОСЛЕВОЕННОЙ ГЕРМАНИИ

 

немецкого народа

.

.

.

.

.

и Карл Ясперс.

.

этих обстоятельствах ключевым моментом стало признание и осознание своей собственной вины.

.

.

Ватлин.

.

.

.

.

.

выделил четыре вида вины.

.

.

ным правом.

.

.

тельствах приводит к чувству неизгладимой вины.

.

.

миться к ее искуплению.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

тическая ответственность.

.

.

.

.

но, нет.

.

нее — собственное отношение немцев к случившемуся.

можно их исправление.

.

.

.

.

.

.

.

.

мооправданию становится преобладающим в современном мире.

.

.

.

1966-1967гг. публикации философов Карла Ясперса и Теодора Адорно, психоаналитика Александра Мичерлиха.

сти».

ется «коренное изменение образа мышления», ясное понимание необходимости «прекратить преемственность от преступного государства».

Решающей становится ясность нового познания истории».

человека в соучастника преступлений или в палача.

.

одолению самих себя».

.

.

.

 

в контексте наказания

преступников

.

процессов над нацистскими преступниками на территории Германии.

литологов и философов.

.

.

вом к немецкому обществу.

в преступлениях нацизма.

.

.

недели.

ношение к семье, к работе, к друзьям.

ным доверием к пропаганде.

, — утверждает Х. Арендт.

.

.

Германии.

уже не испытывал угрызений совести.

Х. Арендт.

.

.

.

в происходившее.

.

ошибки приписывания всей немецкой нации «коллективной вины».

.

.

.

.

.

Они вызвали дебаты в исторической литературе, которые продолжаются до сих пор. Термин «банальность зла» прочно закрепился в публичной и академической среде.

 

2.3. «Спор историков»: тема ответственности за преступления своих предков в 80-е годы

ную дискуссию в немецком обществе.

.

.

.

ским блоком.

.

.

часть ответственности за то, как с ними поступили нацисты.

ственности извинился за оскорбление чувств людей и подал в отставку.

.

диться от чувства вины негативно воспринималась как в самой Германии, так и за рубежом.

.

.

.

между респектабельной наукой и маргинальной неонацистской прессой.

.

.

.

.

нальные выпады в адрес оппонентов.

.

.

.

.

.

.

ского командования.

.

.

.

преодоления нацистского режима.

.

.

, напоминает Х. Моммзен.

.

.

.

просом Ю.Кокка.

.

честве меры противодействия этим планам.

.

.

.

.

.

С определенными оговорками эта парадигма мышления определяет отношение Германии к нацизму и до сего дня.

ков теориям Нольте.

ях нацизма. В результате выяснилось, что в немецком сознании ещё сильны мифы о том, что все преступления на оккупированных территориях совершали только СС, а Вермахт просто исполнял свой долг.

низма и нацизма. Так, стали развиваться темы страдания рядовых немцев после их насильственной депортации с территории Кёнигсберга, а также массовые жертвы среди мирного населения от бомбёжек союзников.

дые немцы могут дистанцироваться от нацизма как от их непосредственного прошлого, а также прошлого их родных и знакомых.

ния была своего рода безвинной игрушкой в руках нацистов.

ным преступлением. Однако основная масса изменений были сделаны на уровне личностного восприятия самих немцев.

.

ют события и на Западном фронте, стараясь, лишний раз не нагнетать тяжелые прошлые воспоминания.

. Однако такая позиция имеет много слабых мест.

.

.

.

.

.

леть.

.

В большинстве своем споры о нацизме и его преступлениях в современной Германии сводятся к дебатам относительно будущего самой Германии.

.

 

***

ально отвергал саму возможность установления «коллективной вины» для всего народа.

Однако моральная и метафизическая вина предполагает исключительно личный аспект восприятия, и именно на этом уровне мыслитель видит залог «самоочищения» Германии.

ветственными за деяния предков, как славные, так и преступные.

ставителей немецкой нации за все преступления нацизма.

ших подневольных рабочих, угнанных в Германию, советских военнопленных, которые также стали жертвами расистской дискриминации и преследований, а многие из выживших из них по возвращении домой получили клеймо предателя и были отправлены в ГУЛАГ.

водители ФРГ от имени немецкого народа просили прощения у многих народов, подвергшихся оккупации. Некоторые категории пострадавших иностранных граждан или их родственники также получили материальную компенсацию.

щества в Германии, а также с процессом создания общественных организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

но, что одними карательными мерами «перевоспитать» целое поколение людей не удастся.

ности за свои поступки при нацизме.

С другой стороны, многие мыслители настаивали на том, что каждому жителю Германии следует встать перед лицом своей совести и не пытаться переложить ответственность на других.

Активная работа в сфере исторического образования, продолжавшаяся со второй половины 40-х гг., позволила выработать более взвешенный подход к национал-социалистическому прошлому Германии.

ского режима.

ны. Изложение прошлого имело дозированный характер. Вся учебная литература находилась в тесной связи с историографией и стала некой «золотой» серединой между неонацистскими и демократическими изысканиями историков.

ных тем для дискуссий историков и мыслителей после войны.

На первом этапе, с 1945 условно по конец 50-х годов, можно выделить непосредственную постановку «проблемы вины», дифференциацию типов вины и открытый призыв к жителям Германии извлечь уроки из своего прошлого. С этой позицией, в первую очередь, выступил Карл Ясперс в своей работе «Вопрос о вине».

ма.

стве поляризации мнений об отношении к прошлому.

кой нации.

лективной вине», обсуждавшегося с первых послевоенных лет.

вых поколений, родившихся после Освенцима.

ного перелома, изменения в сознании жителей Германии.

Х. Арендт, В. Брандт, Р. Вайцзеккер, Ю. Хабермас.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

:

(дата обращения: 10.04.2017).

Нюрнбергский процесс: сборник материалов / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 1987.

териалы. М., 1950.

бежной Европы. М., 1994.

10.04.2017).

1968. № 43, Teil I. S. 741-755.

10.04.2017).

Stuttgart, 1976. S. 19-20.

Stuttgart, 1976. S. 331.

(дата обращения 10.04.2017).

Juli 1957 // Bundesgesetzblatt. 1957. №32. Teil I. S. 734-742.

S. 133-134.

Berlin, 1946. S. 69-89.

Juni 1956 //Bundesgesetzblatt. 1956. №31. Teil I. S. 559-597.

1985. №29. Teil I. S. 965-966.

1979. № С 67/34.

10.04.2017).

Stuttgart, 1975. S. 153-169.

10.04.2017).

10.04.2017).

1965. №1. Teil I. S. 315.

Oktober 1994 // Bundesgesetzblatt. 1994. №76.Teil I. S. 3186-3198.

1951. №22. Teil I. S. 307-322.

September 1952 // Die Auswärtige Politik des Bundesrepublik Deutschland. Köln, 1972. S. 220-221.

10.04.2017).

10.04.2017).

10.04.2017).

10.04.2017).

10.04.2017).

10.04.2017).

10.04.2017).

1960. № 33. Teil I. S.478.

1960.№33,TeilI. S. 478.

1979. №41. Teil I. S. 1046.

Р. 31.

1955. №8. Teil II. S. 305-320.

1955. №8. Teil II. S. 405-459.

Адорно Т. Воспитание после Освенцима // Новое время. 1993. №5.

Адорно Т. Проблемы философии морали. М., 2000.

Адорно Т. Что значит «проработка прошлого» // Неприкосновенный запас. 2005. №2-3 (40-41).

Арендт X. Ответственность и суждение. М., 2013.

Арендт X. Скрытая традиция: Эссе. М., 2008.

Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М., 2008.

Арендт Х. Вальтер Беньямин // Арендт Х. Люди в тёмные времена. М., 2002.

Диалектика просвещения. Философские фрагменты / Макс Хоркхаймер, Теодор В. Адорно. М., СПб., 1997.

Мартин Хайдеггер/Карл Ясперс. Переписка. 1920-1963. М., 2001.

(дата обращения: 10.04.2017).

Ясперс К. Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии / Пер. С. Апта. М., 1999.

Ясперс К. Геноциду не может быть оправдания. Беседа с Рудольфом Аугштайном // Знамя. 1993. №1.

Ясперс К. Духовная ситуация времени. М. 1990.

Ясперс К. Куда движется ФРГ? Факты. Опасности. Шансы. М., 1969.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Ясперс К. Философская автобиография. М., 1995.

. M. ,1965.

München, 1964.

Köln, 1987.

Cambridge, 1989.

New York, 1947.

10.04.2017).

München, 1963.

Köln, 1987.

:

тации // Преодоление прошлого и новые ориентиры его переосмысления. Опыт России и Германии на рубеже веков. Международная конференция // под ред. К.Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюгова. М., 2002.

Александров Г.Н. Нюрнберг вчера и сегодня. M., 1971.

Амброз С. Эйзенхауэр. Солдат и президент. М., 1993.

Ассманн А. Культура памяти URL: https://www.deutschland.de/ru/topic/politika/germaniya-evropa/kultura-pamyati (дата обращения 10.04.2017).

ческий опыт // НГ-Ex libris. 20.01.2005.

Белль Г. Бильярд в половине десятого. М., 1996.

Борозняк А.И. Искупление. Нужен ли России германский опыт преодоления тоталитарного прошлого? М., 1999.

фии Германии XX века. Екатеринбург, 2004.

(дата обращения 10.04.2017).

М., 2014.

Бровко Л.Н. Церковь и Третий рейх. СПб., 2009.

Ватлин А.Ю. Германия в XX веке. М., 2002.

(дата обращения 10.04.2017).

Власть и общество в условиях диктатуры: исторический опыт СССР и ГДР. 1945-1965: материалы науч.-практ. конф. (Архангельск, 12-16 сентября, 2007 г.) / сост. Р.Ю. Болдырев, Б. Бонвеч; отв. ред. Р.Ю. Болдырев; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск, 2009.

Вороненкова Г.Ф. Этапы зарождения периодической печати в Германии // Вестник Московского университета. Серия Журналистика. 1998. № 1. С. 73-90.

Вэйг Т. Телемечтатели. Фракция Красной Армии, 1963–1994. Гродно, 2004.

Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

ропейской интеграции: межрегион. науч. сб., посв. памяти проф. В.А. Артемова. Воронеж, 2005. Вып. 2. Т. 2. С. 200-207.

сознании немцев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. №3. С. 63-69.

Гинзбург Д. Нюрнбергский процесс: Право против войны и фашизма / Под ред. И.А. Ледях, И.И. Лукашук, М., 1995.

2010.

С. С. 98-105.

М. 2003.

тета. 2008. №4. С. 63-67.

ты политической системы. М., 1996.

(дата обращения: 10.04.2017).

2008. Т. 2.

(дата обращения 10.04.2017).

. Язык Третьего рейха: Записная книжка филолога М., 1998.

Кнопп Г. История Вермахта. М., 2009.

ский очерк, документы, хроника событий. М., 1968.

ния феномена национал-социализма (1945-90-е годы). Кемерово, 1998.

Корнева Л.Н. Проблема вины и ответственности немцев за преступления нацизма через призму взаимодействия макро- и микроисторических исследований // Вестник Томского Государственного Университета. 2009. № 2(6). С. 136-138.

(дата обращения:10.04.2017).

(дата обращения 10.04.2017).

(дата обращения: 10.04.2017).

(дата обращения: 10.04.2017).

?2007-01-01 (дата обращения: 10.04.2017).

щения 10.04.2017).

. 129-131.

мены? Заметки об одной дискуссии // Личность и власть. М., 1998.

ровой войны. М., 1978.

вой войне. M., 1976.

.

Несмелова О.О., Карасик О.Б. Образ Анны Франк в массовой культуре: фикционализация личности // Филология и культура. 2014. №3 (37). С. 157-162.

денко, М., 1970.

Орлов Б.С. Германия с дальнего и ближнего расстояния. Статьи, доклады, дневники (1963-2005). М., 2005.

ращения 10.04.2017).

дера. М., 2005.

Патрушев А. Германская история: через тернии двух тысячелетий. М., 2007.

рией // Интеллектуальный форум: Междунар. журн. М., 2000. №3. С. 27-61.

ды // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 4. С. 75-79.

(дата обращения 10.04.2017).

. С. 160-166.

Рулинский В.В. «Спор историков» в Германии: проблема ответственности за нацистские преступления. Вестник славянских культур. 2013. Т. 27. №1. С. 46-56.

ращения 10.04.2017).

Стрелец М. В. Вилли Брандт и реалии XX в. // Вопросы истории. 2013. № 9. С. 149-159.

(дата обращения 10.04.2017).

Узланер Д. А. Эволюция взглядов К. Г. Юнга на христианство и феномен национал-социализма // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2007. № 3. С. 76-96.

Филитов A.M. Германия в советском внешнеполитическом планировании. 1941-1990. М., 2009.

торической ретроспективе // Национальная идея на европейском пространстве в XX веке. Т.2. М., 2005. С. 151-172.

чтение. М., 1993.

ка к звездам: государство в духе антифашизма. 2005. № 40-41(2-3). С. 66–75.

Фрай H. Государство фюрера. Национал-социалисты у власти: Германия, 1933-1945. М., 2009.

Хаге Ф. Чувства, погребенные под обломками. Как немецкие писатели справлялись с темой бомбежек. URL: www.magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha38.htm1 (дата обращения 10.04.2017).

URL: http://www.dw.com/ru/холодная-война-мешала-немцам-понять-значение-22-июня-1941-года/a-15175014 (дата обращения:10.04.2017).

(дата обращения: 10.04.2017).

Черкасов Н.С. ФРГ: «Спор историков» продолжается? // Новая и новейшая история. Январь-февраль 1990. №1. С. 171-185.

сенко. СПБ, 2000.

Щербакова И. Нацизм: Немецкий опыт // Искусство кино. 2009. №5. С. 23-28.

Göttingen, 2001.

Zeitschrift für Sozialgeschichte des 20. und 21. Jahrhunderts. Jg. 4. 1998. S. 29-61.

Köln:, 2011.

Balfour M. Four-Power Control in Germany and Austria 1945-1946. London; New York; Toronto, 1956.

nkhorst H. Hannah Arendt. München, 1999.

München, 1986.

Lanham, 2006.

Wiesbaden, 2008.

München, 2003.

Berlin, 2002.

Berlin, 1996.

Frankfurt am Main, 2000.

2004. №10. P. 39-56.

Bonn, Berlin, 1992.

1986. H. 20/21. S. 52-64.

Wiesbaden, 2008. S. 109-123.

Darmstadt, 1999.

Berlin, 2005.

2006. №1. Vol. 60. P. 101-119.

München, 2001.

Cambridge, 2007.

Schernfeld, 1994.

Los Angeles, 1997.

München, 2007.

Saner H. Jaspers. Hamburg, 2005.

Februar 2011. S. 25-27.

(дата обращения: 10.04.2017).

(дата обращения: 10.04.2017).

(дата обращения: 10.04.2017).

 

 

вые ориентиры его переосмысления. Опыт России и Германии на рубеже веков. Международная конференция // под ред. К.Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюгова. М., 2002.

века М., 2014; Он же. А. ФРГ: волны исторической памяти // Неприкосновенный запас. 2005.№ 2-3(40-41). С.48-56.

М., 1999.

. 129-131.

Платошкин Н. Н. Преследование нацистских преступников в ФРГ в 50-е годы // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 4. С. 75-79.

Жаронкина Е. А. Денацификация в американской зоне оккупации Германии: этапы, проблемы и итоги // Известия Алтайского государственного университета. 2008. №4. С. 63-67.

Галактионов, Ю.В. Денацификация в Германии после Второй мировой войны как международная проблема // Из истории международных отношений и европейской интеграции: межрегион. науч. сб., посв. памяти проф. В.А. Артемова. Воронеж, 2005. Вып. 2. Т. 2.

Корнева Л.Н. Германский фашизм: немецкие историки в поисках объяснения феномена национал-социализма (1945-90-е годы). Кемерово, 1998.

Печерский М. Спор немецких историков: между памятью, прошлым и историей // Интеллектуальный форум: Междунар. журн. М., 2000. №3. С. 27-61.

№1. С. 171-185.

(дата обращения: 10.04.2017).

?2007-01-01 (дата обращения: 10.04.2017).

М., 2009.

Новое прочтение. М., 1993.

нальная идея на европейском пространстве в XX веке. Т.2. М., 2005. С. 164.

(дата обращения 10.04.2017).

(дата обращения 10.04.2017); Орлов Б.С. Взгляд историка на проблему преодоления тоталитарного прошлого // Орлов Б.С. Германия с дальнего и ближнего расстояния. Статьи, доклады, дневники (1963-2005). М., 2005. С. 157-165.

(дата обращения 10.04.2017).

М., 1994.

Кун Г. Возвращение из преисподней: денацификация послевоенной Германии // Историк и художник. 2007. №12. С. 57-69.

Несмелова О.О., Карасик О.Б. Образ Анны Франк в массовой культуре: фикционализация личности // Филология и культура. 2014. №3 (37). С. 157-162.

(дата обращения 10.04.2017).

10.04.2017).

. 54-71.

tiz. München, 2007.

Wolfrum E. Geschichtspolitik in der Bundesrepublik Deutschland. Der Weg zur bundesrepublikanischen Erinnerang 1948-1990. Darmstadt, 1999.

schen Offentlichkeit. Köln, 2011.

Berlin, 2005.

Schernfeld,1994. S. 35.

Balfour M. Four-Power Control in Germany and Austria 1945-1946. London; New York ; Toronto, 1956.

Rabinbach A. In the shadow of catastrophe: German intellectuals between apocalypse and enlightenment. Los Angeles, 1997.

Clark M. W. Beyond Catastrophe: German Intellectuals and Cultural Renewal after World War II, 1945-1955. Lanham, 2006.

Saner H. Jaspers. Hamburg, 2005.

2006. №1, vol. 60. P. 101-119.

München, 1999.

Althaus C. Erfahrung denken. Hannah Arendts Weg von der Zeitgeschichte zur politischen Theorie. Gottingen, 2001.

Frankfurt am Main, 2000.

2004. № 10. P. 39-56.

lag, 2011.

Wiesbaden, 2008. S. 109-123.

градского государственного педагогического университета 2015. №3. С. 63-69.

Ассманн А. Культура памяти URL: https://www.deutschland.de/ru/topic/politika/germaniya-evropa/kultura-pamyati (дата обращения 10.04.2017).)

Мерцалов А.Н. Западногерманская буржуазная историография второй мировой войны. М., 1978. С. 3.

(дата обращения: 10.04.2017).

Там же.

(дата обращения: 10.04.2017).

(дата обращения: 10.04.2017).

Там же.

Там же.

(дата обращения: 10.04.2017).

(дата обращения: 10.04.2017).

.

(дата обращения: 10.04.2017).

Там же.

Там же.

Там же.

Л.Н. Церковь и Третий рейх. СПб., 2009. С. 422.

(дата обращения: 10.04.2017).

., 1971. С. 77.

. С. 84.

. Руденко, М., 1970. С. 34.

М., 1987. С. 45.

45.

Гинзбург Д. Нюрнбергский процесс: Право против войны и фашизма / Под ред. И.А. Ледях, И.И. Лукашук, М., 1995. С. 51.

(дата обращения: 10.04.2017).

91.

Александров Г.Н. Нюрнберг вчера и сегодня. С. 139.

С. 140.

Нюрнбергский процесс. Суд над нацистскими судьями. С. 74.

:

(дата обращения: 10.04.2017).

Там же.

.

ковского университета. Сер. 7. Философия. 2007. № 3. С. 79.

Борозняк А. ФРГ: волны исторической памяти // Неприкосновенный запас. 2005.№ 2-3(40-41). С.52.

Галактионов Ю.В. Денацификация в Германии после Второй мировой войны как международная проблема // Из истории международных отношений и европейской интеграции: межрегион. науч. сб., посв. памяти проф. В.А. Артемова. Воронеж, 2005. Вып. 2. Т. 2. С. 112.

Борозняк А. ФРГ: волны исторической памяти. С.48-56.

ка. М., 2014. С. 86.

Жаронкина Е. А. Указ. соч. С. 63-67.

.

(дата обращения: 9.04.2017).

Там же.

Амброз С. Эйзенхауэр. Солдат и президент. М., 1993.

(дата обращения:10.04.2017).

Там же.

84.

. 6.

Там же.

Галактионов Ю.В. Денацификация в Германии после Второй мировой войны как международная проблема. С. 202.

: 11.04.17)

. 66.

. 734-742.

тия Алтайского государственного университета. 2008. №4. С .64.

Там же. С. 66.

Основной закон ФРГ//Сборник документов законодательства стран Зарубежной Европы. М., 1994. С. 179.

(дата обращения:9.06.2016).

20.01.2005

Bonner Rundschau. 1957. 19. Marz.

1959. 11. Nov.

Очерки истории и историографии Германии 20 века. Екатеринбург, 2004. С. 26

Платошкин Н. Н. Преследование нацистских преступников в ФРГ в 50-е годы // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 4. С. 75.

Там же

. 130.

Адорно Теодор В. Проблемы философии морали: Пер. с нем; М., 2000. С. 124.

Платошкин Н. Н. Преследование нацистских преступников в ФРГ в 50-е годы // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 4. С. 78.

Там же. С. 77.

. ,1965.

(дата обращения: 10.04.2017).

Борозняк А. ФРГ: волны исторической памяти. С. 48-56.

Вэйг Т. Телемечтатели. Фракция Красной Армии, 1963-1994. Гродно, 2004. С. 49

в. // Вопросы истории. 2013. № 9. С. 149-159.

Цит. по: Дроненко Д. М. Национально-культурная идентичность как социально-философская проблема М., 2003. С. 74.

Кун Г. Возвращение из преисподней: денацификация послевоенной Германии // Историк и художник. 2007. №12. С. 60.

тий. М., 1968. С. 136-138.

С. 122.

. 133.

. 23.

.

.

(дата обращения: 10.04.2017).

20-21.

Мерцалов А.Н. Западногерманская буржуазная историография второй мировой войны. М., 1978. С. 17.

Шеррер Ю. Дискуссии во Франции и Германии вокруг «Черной книги» коммунизма. С. 147.

115.

С. 37.

Der zweite Weltkrieg. Der Todeskampf um Stalingrad.Geschichtsbuch für deutsche Schulen. 1946 // Dokumentation zur Ausstellung «Der Zweite Weltkrieg in deutschen Schulbuchern seit den 1950er Jahren».

Wege der Volker. Geschichtsbuch für deutsche Schulen. 1946// Dokumentation zur Ausstellung «Der ZweiteWeltkrieg in deutschen Schulbuchern seit den 1950er Jahren».

Der zweite Weltkrieg. Der Todeskampf um Stalingrad Wege der Volker. Geschichtsbuch für deutsche Schulen. 1946 // Dokumentation zur Ausstellung «Der Zweite Weltkrieg in deutschen Schulbuchern seit den 1950er Jahren».

Wege der Volker. Geschichtsbuch für deutsche Schulen. 1946// Dokumentation zur Ausstellung «Der Zweite Weltkrieg in deutschen Schulbuchern seit den 1950er Jahren».

Wege der Volker. Geschichtsbuch für deutsche Schulen. 1946// Dokumentation zur Ausstellung «Der Zweite Weltkrieg in deutschen Schulbuchern seit den 1950er Jahren».

(дата обращения: 10.04.2017).

.

. Was weiter wirkt. Die «Ranke — Gesell-schaft» — Vereinigung fbr Geschichte im uffentlichen Leben 1999. Zeitschrift für Sozialgeschichte des 20. und 21. Jahrhunderts. Jg. 4. 1998. S. 29-61.

Schulungsmaterial №3 für den gewerkschaftlichen Schulungstag. 100 Jahre Kampf um die Einheit Deutschlands. Berlin. Marz 1948 // Dokumentation zur Ausstellung «Der Zweite Wellkrieg in deutschen Schulbuchern seit den 1950er Jahren».

Там же.

та обращения: 10.04.2017).

. 17.

Aly G. Ruckwartsgewandte Propheten. Willige Historiker… S. 182.

Entwiklung des Bildungswesens und der Schulbucher nach 1949. Mittel und Methoden des Krieges.//Dokumentation zur Ausstellung «Der Zweite Weltkrieg in deutschen Schulbuchern seit den 1950er Jahren».

Там же.

. 19.

krieg in deutschen Schulbuchern seit den 1950er Jahren».

. 26.

. 167.

Der europaische Krieg wird zum Weltkrieg. Wege der Volker. Geschichtsbuch für deutsche Schulen.Bd.4.Berlin u.a.: Padag. Verl. Schulz 1949 // Dokumentation zur Ausstellung «Der Zweite Weltkrieg in deutschen Schulbuchern seit den 1950er Jahren».

(дата обращения: 10.04.2017).

(дата обращения: 10.04.2017).

stellung «Der Zweite Weltkrieg in deutschen Schulbuchern seit den 1950er Jahren».

Nolte E. Dtr Faschismus in seine Epopche. München , 1963.

Mommsen H. Beamtentum im Dritten Reich. Stuttgart, 1966; Huttenberger P. Die Gauleiter. Stuttgart, 1969.

krieg in deutschen Schulbuchern seit den 1950er Jahren»

(дата обращения: 10.04.2017).

Борозняк А. ФРГ: волны исторической памяти. С.48-56.

.

С. 177

. 179.

. 180.

. 7-8.

Борозняк А. ФРГ: волны исторической памяти. С.48-56.

2014. №3 (37). С. 159.

Борозняк А.И. Прошлое, которое не уходит. С. 36.

. С. 161.

Там же. С. 161.

. 8.

. 672.

С. 162.

Там же.

Там же.

Там же. С. 162.

Там же.

См.: Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Там же. С. 299.

Ясперс К. Вопрос о виновности: Пер. с нем. М., 1999. С. 15.

Там же.

Там же.

С. 16.

Ватлин А.Ю. Германия в XX веке. М., 2002. С. 136-137.

(дата обращения: 10.04.2017).

. С. 163.

Ясперс К. Вопрос о виновности. С. 34.

Там же. С. 35.

Там же. С. 17.

Ясперс К. Вопрос о виновности. С. 18-21.

Там же. С. 18.

Там же. С. 18.

Там же. С. 20.

Там же. С. 23.

Ясперс К. Вопрос о виновности. С. 19.

Там же.

Там же.

Там же.

Ясперс К. Геноциду не может быть оправдания. Беседа с Рудольфом Аугштайном // Там же. С. 134.

Там же. С. 134.

Там же. С. 19.

Ясперс К.Вопрос о виновности. С. 19.

Там же.

Там же. С. 19-20.

Ясперс К. Вопрос о виновности. С. 20.

Там же. С. 21.

Там же

Там же. С. 21.

. С. 163.

. С. 163.

Ясперс К. Вопрос о виновности. С. 23-24.

. С. 163.

Ясперс К. Вопрос о виновности. С. 26.

Там же. С. 28.

Там же. С. 29.

Там же.

Ясперс К. Вопрос о виновности. С. 28.

Там же. С. 42.

Там же.

Там же. С. 46.

Ясперс К. Вопрос о виновности. С. 48-49.

Там же. С. 38.

Там же. С. 40.

Ясперс К. Вопрос о виновности. С. 29.

Там же. С. 37

Там же.

Там же. С.37.

Там же. С. 34.

Там же.

Там же. С. 35.

Ясперс К. Вопрос о виновности. С. 35-36.

Там же. С. 37.

Там же. С. 100.

Там же.

Там же.

Ясперс К. Вопрос о виновности. С. 101.

Там же. С. 102.

Там же.

Там же. С. 103.

Там же. С. 91.

. С. 165.

Ясперс К.Вопрос о виновности. С. 104.

С. 147.

Там же.

Там же. С. 148.

Там же.

Ясперс К. Геноциду не может быть оправдания. Беседа с Рудольфом Аугштайном. // Знамя. 1993. №1. С. 169.

С. 169.

Адорно Т. Воспитание после Освенцима // Новое время. 1993. №5. С. 56, 58.

(дата обращения: 10.04.2017).

Ясперс К. Геноциду не может быть оправдания. Беседа с Рудольфом Аугштайном // Знамя. 1993. №1. С. 169.

. С. 165.

. 46.

. 55.

Bonn, Berlin, 1992. S. 200.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2010.

С. 36.

Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. С. 48.

Там же. С. 154.

Там же. С. 154.

Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. С. 48.

Там же.

Там же. С. 72.

Там же. С. 112.

Там же. С. 113-114.

Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. С. 58.

Там же. С. 224-225.

Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме С.165.

. Там же. С. 188.

Там же. С. 258.

Там же. С. 259.

Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. С. 240.

. Там же. С. 374.

Там же. С. 207.

. 145.

. 144.

. 71-72.

. 246.

: 10.04.2017).

. 3186-3198.

. 47.

, 2007. P. 26.

. 47.

Р. 31.

Щербакова И. Нацизм: Немецкий опыт // Искусство кино. 2009. №5. С. 23-28.

2017)

Рулинский В.В. «Спор историков» в Германии: проблема ответственности за нацистские преступления. С. 46.

(дата обращения: 10.04.2017).

Рулинский В.В. «Спор историков» в Германии: проблема ответственности за нацистские преступления. С. 46.

(дата обращения: 10.04.2017).

. 129.

. 27.

. 32.

Ibid.

Mommsen H. The Third Reich Between Vision And Reality: New perspectives on German history, 1918–1945.

. 32.

ступления. С. 46.

. 46-47.

. 33.

Рулинский В.В. «Спор историков» в Германии: проблема ответственности за нацистские преступления. С. 49.

.

(дата обращения: 10.04.2017).

(дата обращения: 10.04.2017).

Цит. по: Рулинский В.В. «Спор историков» в Германии: проблема ответственности за нацистские преступления. С. 49.

. 49.

.

. 265.

. 266.

С. 49.

Habermas J. Apologetic tendencies / Jurgen Habermas // The New Conservatism. Cultural Criticism and the Historians’ Debate. Cambridge: Polity Press, 1989. P. 224.

Habermas J. Eine Art Schadensabwicklung. Die Apologetische Tendenzen in der Deutschen Zeitgeschichtsschreibung // Vergangenheit, die nicht vergeht. Die Historiker-Debatte Dokumentation, Darstellung und Kritik / Kűhnl R (Hrsg.). Köln: Pahl-Rugenstein Verlag, 1987. S. 48.

Ibid.

Ibid.

Ibid. S. 50.

. 50.

. 51.

. 56.

. 58.

.

. 59.

. 52.

60.

. 131.

S. 83.

S. 83.

Ibid.

. 83-84.

. 85.

. 52-53.

. 53.

. 89.

. 53.

.128.

.

С. 54.

rians’ Debate. Cambridge: Polity Press, 1989. P. 232.

Ibid.

Ibid.

Ibid. P. 233.

Ibid.

С. 54.

Там же. С. 55.

Рулинский В.В. «Спор историков» в Германии: проблема ответственности за нацистские преступления. С. 55.

Кнопп Г. История Вермахта. М., 2009.С. 289.

фашизма. 2005. № 40-41(2-3). С. 66–75.

., 1998.

GoldhagenD. Hitlers willige Vollstrecker. Ganz gewöhnliche Deutsche und der Holocaust. Berlin, 1996.

weg. Das von Jan Philipp Reemtsma gestiftete HIS ist aus dem öffentlichen Diskurs nicht mehr wegzudenken, // Aufbau. Februar 2011. S. 25-27.

Broszat M. Nach Hitler. Der schwierige Umgang mit unserer Geschichte. Beiträge von Martin Broszat / Hg. von Hermann Graml und Klaus-Dietmar Henke. München, 1986. S. 215.

. 62.

Die Tageszeitung. 3.XII.2001. S. 18.

. 54.

-15175014 (дата обращения:10.04.2017).

. 78.

Хаге Ф. Чувства, погребенные под обломками. Как немецкие писатели справлялись с темой бомбежек. URL: www.magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha38.htm1 (дата обращения 10.04.2017).

Борозняк А. ФРГ: волны исторической памяти. С.48-56.

История Германии: учебное пособие : в 3 тт. М.: КДУ, 2008. Т. 2. С. 154.

Деррида Ж., Хабермас Ю. Наше обновление после войны: второе рождение Европы // Отечественные записки. 2003. № 6 (15).С. 100.

(дата обращения:10.04.2017)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *